Экспорт кормов из Беларуси?

 Экспорт кормов из Беларуси? Почему бы нет!


Богатое белком сено люцерны можно экспортировать: этот продукт востребован в регионах с жарким климатом, где нет зеленых кормов. В Беларуси даже при избытке кормов их никто не пытается продавать за рубеж. А в Украине продают, и с выгодой. Но для этого продукция должна быть сертифицирована по стандарту GМР+. О том, что происходит на рынке кормов и где белорусы могут найти свою нишу, на прошедшем международном форуме «Беларусь аграрная» говорил член правления Межрегионального союза птицеводов и кормопроизводителей Украины, аудитор, бизнесмен Григорий Мазур.

Об экспорте люцерны

Одна из проблем кормопроиз­водства — насыщенность кор­мов белком. В Беларуси основ­ным белковым продуктом считают люцерну. Поэтому я полно­стью поддерживаю своих коллег, которые говорят: давайте сеять эту траву, давайте делать свежие корма. Но только не забывайте, что никому не нужно сено люцерны с содержанием белка ‘меньше 18%.

В прошлом году моя компа­ния экспортировала сено люцерны которое было сертифицировано по стандарту GМР+. Уверен, что и белорусские компании могут наладить этот бизнес, — надо только перенять международный опыт.

Везите сено в пустыню

Рынок кормопроизводства очень ем­кий, хотя уже и достаточно сформиро­ванный. Но есть страны, где выращива­ют скот, не имея собственных кормов. Пример — Саудовская Аравия, страна с развитой экономикой. Там в пустыне строят фермы на несколько тысяч ко­ров. Огромные проекты разворачива­ют с нуля.

Но! Работают на импортных, привозных кормах. Свою люцерну не выращивают по той простой причине, что в их климате без полива ничего не­возможно вырастить, а воды не хватает. Поэтому корма закупают за рубежом. Аналогичная ситуация в Объединенных Арабских Эмиратах и на африканском побережье — в Марокко и Алжире. Там тоже нужны корма. И что самое важное, в этих странах есть деньги, там готовы покупать наши корма.

Значит ли это, что самое время начи­нать поставки? Нет! Почему? Потому что ни одно кормопредприятие, не сертифи­цированное по GMP+, с 2018 года уже не продаст в Марокко свою продукцию. Так что экспортеры должны понимать: без сертификации сегодня не обойтись.

Кстати говоря, большая проблема с кормами не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Японии тоже дефицит кормов.

А вот китайцы, например, заявляют, что готовы инвестировать в большом объеме на определенных условиях деньги в развитие мясного поголовья КРС в Беларуси.

Где премиальный рынок?

Для Украины белорусский рынок высокопротеиновых кормов весьма интересен, здесь много выгодных торговых партнеров. Поэтому мы экспортируем сюда продукты шротовой и масличной групп. В Беларуси реализуют соевый белок Черновицкий и Винницкий масложиркомбинаты. Продукция сертифицирована.

Что привлекает? Хорошая логистика поставок, по­тому что при передвижении кормов на расстояние больше 300 км транспортная  схема съедает всю рен­табельность. Поэтому у нас много клиентов в Белару­си. Но с 2016 года тенденция по продаже шротовой и масличной продукции понемногу начала меняться. Если раньше нашим основным торговым партнером была Беларусь, то сегодня белок уходит уже и на Гер­манию, Польшу, Турцию, через нее — на Ближний Восток.

Справка «БСХ»

Европейский рынок ужесточил с 1 июля 2014 года правила ввоза некото­рых кормов и ингредиентов, если производители не сертифицированы по требованиям GМР+ или другим признаваемым схемам сертификации (например, ОБ, ЕАММЗБ), которые подтверждают безопасность кормов и кормовых добавок. Экспорт таких ингредиентов невозможен с января 2015 года.

Основой стандарта GМР+ являются требования НАССР (Сертификация системы менеджмента безопасности пищевой продукции). Кроме того, стандарты GМР+ синхронизированы с ISO 9001 в части требований к системе менеджмента, но к тому же устанавливают специальные до­полнительные требования к продукции, а также к процессам, имеющим отношение к этой продукции (например, к закупке сырья и услуг, отбору и хранению проб, мониторингу готовой продукции, подтверждению без­опасности продукции и др.).

Посчитаем стоимость белка

Сегодня все понимают, что надо считать стоимость белка в пересчете на коэффици­ент сухого вещества, а не на то, из чего этот белок произведен. Люцерна — великолеп­ный питательный корм, его просто нужно правильно произвести и сохранить. Между тем есть хорошее оборудование по упаков­ке свежескошенного сена, а также сенажа, которое позволяет хранить его два года. И я знаю, что в Гродно уже есть производители, которые эту технологию применяют.

То же самое можно сказать и о других про­дуктах. В кормопроизводстве используется и плющеное зерно, и жом сахарной свеклы. Все это тоже можно тюковать и сохранять.

Рынок РФ не панацея

У Беларуси есть определенные преимущества перед Украиной, потому что ваша страна сотрудничает с Рос­сией, имеет широкий рынок Евразийского экономиче­ского пространства. Здесь белорусы молодцы, терять такие возможности категорически нельзя. Но надо быть готовым и к тому, что в течение года-двух приоритеты могут измениться.

Вот мы уже слышим, что в Беларуси поставлена зада­ча по диверсификации экспорта в соотношении 30/30/30. И если мы говорим про последние 30 %, то есть несколь­ко моментов, на которые следует обратить внимание. Во-первых, на великолепный африканский рынок мож­но идти через французов, в частности через Марокко. Мы постоянно посещаем марокканские конференции. Главная проблема: если ты не говоришь на французском языке или у тебя нет квалифицированного переводчика с французского, то ты в Марокко ничего не продашь.

Во-вторых, если говорить об экспорте корма в Европу, то я бы в первую очередь рассматривал Германию, Польшу, Францию, Голландию. Объясню почему. Украина сейчас экспортирует в эти страны примерно 30 % своих кормовых материалов. Поляки у нас покупают жирные кислоты, шротовую группу, масла зерновые. Дальше перепаковывают у себя, добавляют 20 % к стоимости  и отправляют  в Германию, Францию, Голландию.  Молодцы, что тут скажешь, выгодно сориентировались.
отпр

Я уверен, что с Беларусью ситуация может быть аналогичная, тем более что ваша страна очень выгодно расположена, являясь своего рода магистралью из России в Европу. Добавлю, что если мы через Польшу выходим на порты Гданьска, то получаем выход на Китай, Корею — это тоже крупные потребители кормов.

Однако вернемся к Европе. Мы видим, что белорус­ские кормопроизводители тоже стали ориентироваться на европейский рынок. Да, туда трудно пробиться, труд­но устоять, но уверен, вы на него выйдете. Качество бе­лорусской пищевой и машиностроительной продукции уже имеет хороший имидж. Это дополнительный плюс в маркетинг продвижения ваших торговых марок по кор­мам. Но европейский рынок защищается от вас, так же как и от нас: тарифами, квотами и, самое главное, мерами нетарифного регулирования. Если с тарифами и квотами как-то можно решить проблему на уровне министерств, то про нетарифные меры вам обычно никто не скажет. Что я имею в виду? Например, есть негласное правило у голландских, французских и немецких производителей комбикормов: не покупать продукцию, которая не имеет значка GМР+.

Требования к кормам жестче, чем к пищевым продуктам

Если сравнить стандарт GМР-і- с ISО 22000, то требований к кормопроизводителям в десять раз боль­ше, чем к переработчикам пищепро­ма. Потому что ни корова, ни свинья, ни птица не скажут, не будут возму­щаться, что им дали испорченный корм, — они просто погибнут или заболеют. Поэтому Европа так требо­вательна к качеству кормов. Более того, европейские правила уже пе­реносятся на все другие страны ми­ра. Под требования сертификации подпадают все производители кор­мов, ингредиентов, транспортные компании, торговые, т. е. все, кто хоть каким-то боком имеет отношение к производству, транспортировке или продаже корма. Вы, может, в глаза не видели товар, но сертификат иметь обязаны, иначе с вами просто не бу­дут работать. Я недавно был на конференции в Праге, и там задали вопрос, мол, что будет, если, к примеру, украинская компания, которая производит жмых или масло, поставит несертифицированный продукт на чешский или немецкий комбикормовый завод? Нам очень доступно ответили, что в этом случае просто заберут сертификат у завода. То есть из-за несертифици- рованного поставщика может по­страдать потребитель. Поскольку все боятся, чтобы этого не произошло никто  рисковать не станет.

В Беларуси есть достаточно широкая база сертификационных органов, которые реально работают в этом направлении. Также осуществляется господдержка процессов сертификации, поэтому у вас есть все возможности для получения сертификатов и выхода на внешние  рынок.

В ожидании бума кормопроизводителей

В Германии 5000 предприятий сертифицировано по стандарту GМР+, в Голландии 4000, в Польше более тысячи. В Украине такой сертификат  имеют 78 компаний, а в Беларуси… семь! Так что стремиться вам есть к чему.

Возможно, сегодня кто-то впервые слышит об этих требованиях.    Могу сказать, что Украина прошла этот путь немножко раньше и мы вас  опережа­ем года на два-три. По моим прогнозам, уже года через два в Беларуси будет бум производителей кормов и материалов, а также перевозчиков, которые включатся в эту схему. Будьте готовы к этому. Сертификация — это правила приличия, к ним надо присоединяться и зарабатывать на этом деньги.

Комментарии

Комментарии